World created by fantasy

» обновление форума

  • Совет недели. (5)
    [киноиндустрия]
  • А давайте поговорим.. (98)
    [Флудильня]
  • stories (58)
    [write stories]
  • все необычно, необычное (2)
    [Флудильня]
  • Стеб (22)
    [Юмор]
  • Стишки... (11)
    [Мир наших фантазий]
  • Великие книги на ваш взгляд. (4)
    [книги]
  • Ты к гадалке не ходи... (13)
    [Флудильня]
  • Ребята!!! (3)
    [Музыка]
  • Тизеры и трейлеры!! (1)
    [киноиндустрия]

  • Total users: 41
    Форма входа
    Меню сайта
    Поиск
    Главная » 2009 » Сентябрь » 11 » Что же такое фантастика?
    22:31
    Что же такое фантастика?
    Фантастика как конструирование реальности
    Фантастика — тот жанр, что постоянно имеет дело непосредственно с будущим. Это, возможно, единственный вид литературы, который способен отражать грядущее. И полезно бы разобраться, более или менее, — а что же такое фантастика?

    Откуда взялась фантастика?
    Сейчас модно указывать на то, что фантастика — это такой распространённый литприём. Метод. Проследить его можно до глубокой древности. Сказания о Гильгамеше, «Илиада», «Одиссея» — всё это фантастика. Ещё, по мнению нынешних знатоков, Данте, Гёте, Гоголь, Булгаков и пр. замечательным образом становятся в один ряд с Верном, Уэллсом, Толкиеном, Азимовым… Как же, фантастика ведь! Один литературный приём.

    Вам не кажется это бредом?

    Попробую указать на пару интересных фактов. Проследить кое-какие следствия. Если не кажется, возможно, измените мнение.

    Никогда не играла фантастика такой роли, как с начала XX века. Да, масса легенд, эпосов, пьес, произведений (не только литературных!) могут быть отнесены к категориям фантастического. Спрос на нечто «не от мира сего» был всегда.
    Но оглядитесь! Километры полок в книжных магазинах: фантастика. Лидеры продаж электронных книг: фантастика. Масса журналов, фэнзинов, и тому подобного: фантастика. Комиксы, сериалы, компьютерные игры: фантастика, фантастика, фантастика!
    То есть масса людей из всей культурной продукции каким-то образом выделяют именно фантастику. Из-за особого худприёма? Или это фантастика какая-то особая?
    Да никакому Гёте с его «Фаустом» не снилась такая востребованность!

    Когда появилась фантастика?
    Её рождение совпало с научно-технической революцией. Мир с открытым ртом взирал на телефон и телеграф, паровой транспорт и двигатели внутреннего сгорания. Жюль Верн, Герберт Уэллс создавали первые образцы жанра. Что началось в науке и технике в ХХ веке, вообще упоминать излишне. Теория относительности, квантовая теория, «войны моторов», одна за другой, с кратчайшим интервалом… Научно-технический прогресс на марше, меняет картину мира каждый день и час.
    Фантасты в своих произведениях отражали этот новый странный мир, мощь человека, посягнувшего на святость Природы, вступившего с нею в бой. Они предсказывали новые открытия и изобретения, анализировали их влияние на общество… Рисовали картину будущего.
    Запомните этот пункт. И правда: никогда прежде целенаправленно литература, искусство вообще, не занимались этим в массовом порядке. А тут как плотину прорвало. Писатели (потом художники, кинематографисты и пр.) строят по кусочку новый мир, который настанет завтра. Чертят в нём новые взаимосвязи, рассматривают детали устройства. Эта картина внутренне логична, но сам предмет изображённый — его ещё нет, не существует! Но — может появиться…
    Это научная фантастика.

    А дальше появилось фэнтези.
    Вот тут вы возразите: ну а здесь-то что нового? Сказки, волшебные истории. Эка невидаль! Это было всегда.
    Ну, в общем, да. Да не совсем.
    Во-первых, конечно же, массовым явлением, мощнейшим трендом в искусстве фэнтези стало только в ХХ веке.
    Во-вторых, имеется ряд отличий от обычных сказок. В качестве иллюстрации отсылаю к эссе Дж. Р. Р. Толкиена «О волшебных историях».
    Фэнтези конструирует мир. Новый, гипотетический. Отличный от нашего. Часто он вырастает из сказок и преданий, но у него есть важная особая черта: он внутренне логичен. Им управляют вполне определённые законы и взаимосвязи. Логика этого мира может отличаться от нашей, но она существует! Фэнтези конструирует мир.
    Такой мир мог бы существовать, если б мы вдруг получили возможность задавать законы для Мирозданий. На это тоже советую обратить внимание.
    Ну и, конечно, фэнтези — тоже дитя НТР. По двум линиям родства. Первая отлично проиллюстрирована в помянутом эссе Толкиена, — эскапизм. Реальный мир меняется и развивается так быстро, что пугает. Хочется убежать. В иную реальность. Но реальность должна быть достаточно «прочна», добротно сконструирована, чтобы в ней можно было жить, не замечая подмены. В этот новый мир должно быть возможно верить.
    Сказка не беспокоится о внутренней логичности, легенда и миф говорят о нашей реальности, хотя и порой чудные вещи. Первое даёт нам новую реальность, но не заботится о её «прочности», второе вообще не ведёт в иные миры. Фэнтези имеет особый характер.
    Вторая нить от НТР до фэнтези — позитивная. Конструирование. Человек настолько явственно и радикально менял привычный мир, действительность, при помощи науки и техники, что встал вопрос: а могу ли создать реальность с нуля?
    И в фэнтезийной литературе человек примерил свои силы к этой нелёгкой задаче.

    Оп!
    Сейчас мы с вами поймали некий элемент. Общий. Новый. Никогда такого не было, а теперь — в фантастике — есть.
    Конструирование реальности.
    Всю историю искусство вполне согласовывалось с классическим определением: отражение действительности в художественных образах. А что отражает фантастика?
    Ну, НФ, положим, возможную действительность. Говорю именно о классической НФ, не социальной фантастике, условной или «новой волне». Ну, в принципе, как-то ещё «прокатывает». Берёт НФ тренды развития современные, и строит, на основе некого анализа, художественную картину.
    Но что отражает фэнтези? Невозможную действительность? Иную действительность? Что?
    Так вот. Оба вида искусства отражают сконструированную реальность. Сконструированное будущее, сконструированные иные миры и т.д. и т.п., возможны варианты. То есть искусство перестаёт работать зеркалом. Сначала оно модифицирует реальность (НФ), а потом и вообще создаёт с нуля (фэнтези).
    Это важнейший шаг! Зримое развитие искусства. Реальное взаимодействие человека с Природой приобрело такой характер, что человека уже не интересует отражение действительности. Он желает менять её и создавать новую.

    История искусства — это история непрерывного нарастания условности. От плясок племени мамбо-юмбо вокруг костра, ритуалов, где слились воедино театр, нательная и наскальная живопись, литература, музыка, где сцены, скажем, охоты — реальность, — отражаются непосредственно в формах самой реальности — синтетическое искусство, где бой барабанов — слоновий топот, а человек в шкуре — животное. До множества форм и направлений в полудесятке различных родов искусств: литература, музыка, кино, живопись, компьютерные игры — каждое со своими специфическими формами отображения мира, условными по самой своей сути.

    И вот искусство доросло до такой степени условности, что оказалось способным отразить несуществующую реальность, предварительно её и создав. Высшая форма абстрактности, отвлечённости, и — одновременно — желания влиять на мир, преобразовывать его, изменять.
    Лозунг: «Догнать и перегнать природу!» в действии.
    Фантастика является предвестником коренного перелома отношений «человек-природа». Отныне человек создаёт план, по которому следует организовать реальность, и лишь затем абстрактный образ созидается во плоти.
    А искусство определяет завтрашний мир.


    Автор - FaycT

    Источник - Литературное сообщество на "CLF

    Просмотров: 804 | Добавил: Leerin | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Календарь
    «  Сентябрь 2009  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     123456
    78910111213
    14151617181920
    21222324252627
    282930
    Наш опрос
    ваш любимый день недели
    Всего ответов: 12
    Архив записей
    Copyright MyCorp © 2024