Фантастика как конструирование реальности
Фантастика — тот жанр, что постоянно имеет дело непосредственно с
будущим. Это, возможно, единственный вид литературы, который способен
отражать грядущее. И полезно бы разобраться, более или менее, — а что
же такое фантастика?
Откуда взялась фантастика?
Сейчас
модно указывать на то, что фантастика — это такой распространённый
литприём. Метод. Проследить его можно до глубокой древности. Сказания о
Гильгамеше, «Илиада», «Одиссея» — всё это фантастика. Ещё, по мнению
нынешних знатоков, Данте, Гёте, Гоголь, Булгаков и пр. замечательным
образом становятся в один ряд с Верном, Уэллсом, Толкиеном, Азимовым…
Как же, фантастика ведь! Один литературный приём.
Вам не кажется это бредом?
Попробую указать на пару интересных фактов. Проследить кое-какие следствия. Если не кажется, возможно, измените мнение.
Никогда
не играла фантастика такой роли, как с начала XX века. Да, масса
легенд, эпосов, пьес, произведений (не только литературных!) могут быть
отнесены к категориям фантастического. Спрос на нечто «не от мира сего»
был всегда.
Но оглядитесь! Километры полок в книжных магазинах:
фантастика. Лидеры продаж электронных книг: фантастика. Масса журналов,
фэнзинов, и тому подобного: фантастика. Комиксы, сериалы, компьютерные
игры: фантастика, фантастика, фантастика!
То есть масса людей из
всей культурной продукции каким-то образом выделяют именно фантастику.
Из-за особого худприёма? Или это фантастика какая-то особая?
Да никакому Гёте с его «Фаустом» не снилась такая востребованность!
Когда появилась фантастика?
Её
рождение совпало с научно-технической революцией. Мир с открытым ртом
взирал на телефон и телеграф, паровой транспорт и двигатели внутреннего
сгорания. Жюль Верн, Герберт Уэллс создавали первые образцы жанра. Что
началось в науке и технике в ХХ веке, вообще упоминать излишне. Теория
относительности, квантовая теория, «войны моторов», одна за другой, с
кратчайшим интервалом… Научно-технический прогресс на марше, меняет
картину мира каждый день и час.
Фантасты в своих произведениях
отражали этот новый странный мир, мощь человека, посягнувшего на
святость Природы, вступившего с нею в бой. Они предсказывали новые
открытия и изобретения, анализировали их влияние на общество… Рисовали
картину будущего.
Запомните этот пункт. И правда: никогда прежде
целенаправленно литература, искусство вообще, не занимались этим в
массовом порядке. А тут как плотину прорвало. Писатели (потом
художники, кинематографисты и пр.) строят по кусочку новый мир, который
настанет завтра. Чертят в нём новые взаимосвязи, рассматривают детали
устройства. Эта картина внутренне логична, но сам предмет изображённый
— его ещё нет, не существует! Но — может появиться…
Это научная фантастика.
А дальше появилось фэнтези.
Вот тут вы возразите: ну а здесь-то что нового? Сказки, волшебные истории. Эка невидаль! Это было всегда.
Ну, в общем, да. Да не совсем.
Во-первых, конечно же, массовым явлением, мощнейшим трендом в искусстве фэнтези стало только в ХХ веке.
Во-вторых,
имеется ряд отличий от обычных сказок. В качестве иллюстрации отсылаю к
эссе Дж. Р. Р. Толкиена «О волшебных историях».
Фэнтези конструирует
мир. Новый, гипотетический. Отличный от нашего. Часто он вырастает из
сказок и преданий, но у него есть важная особая черта: он внутренне
логичен. Им управляют вполне определённые законы и взаимосвязи. Логика
этого мира может отличаться от нашей, но она существует! Фэнтези
конструирует мир.
Такой мир мог бы существовать, если б мы вдруг
получили возможность задавать законы для Мирозданий. На это тоже
советую обратить внимание.
Ну и, конечно, фэнтези — тоже дитя НТР.
По двум линиям родства. Первая отлично проиллюстрирована в помянутом
эссе Толкиена, — эскапизм. Реальный мир меняется и развивается так
быстро, что пугает. Хочется убежать. В иную реальность. Но реальность
должна быть достаточно «прочна», добротно сконструирована, чтобы в ней
можно было жить, не замечая подмены. В этот новый мир должно быть
возможно верить.
Сказка не беспокоится о внутренней логичности,
легенда и миф говорят о нашей реальности, хотя и порой чудные вещи.
Первое даёт нам новую реальность, но не заботится о её «прочности»,
второе вообще не ведёт в иные миры. Фэнтези имеет особый характер.
Вторая
нить от НТР до фэнтези — позитивная. Конструирование. Человек настолько
явственно и радикально менял привычный мир, действительность, при
помощи науки и техники, что встал вопрос: а могу ли создать реальность
с нуля?
И в фэнтезийной литературе человек примерил свои силы к этой нелёгкой задаче.
Оп!
Сейчас мы с вами поймали некий элемент. Общий. Новый. Никогда такого не было, а теперь — в фантастике — есть.
Конструирование реальности.
Всю
историю искусство вполне согласовывалось с классическим определением:
отражение действительности в художественных образах. А что отражает
фантастика?
Ну, НФ, положим, возможную действительность. Говорю
именно о классической НФ, не социальной фантастике, условной или «новой
волне». Ну, в принципе, как-то ещё «прокатывает». Берёт НФ тренды
развития современные, и строит, на основе некого анализа,
художественную картину.
Но что отражает фэнтези? Невозможную действительность? Иную действительность? Что?
Так
вот. Оба вида искусства отражают сконструированную реальность.
Сконструированное будущее, сконструированные иные миры и т.д. и т.п.,
возможны варианты. То есть искусство перестаёт работать зеркалом.
Сначала оно модифицирует реальность (НФ), а потом и вообще создаёт с
нуля (фэнтези).
Это важнейший шаг! Зримое развитие искусства.
Реальное взаимодействие человека с Природой приобрело такой характер,
что человека уже не интересует отражение действительности. Он желает
менять её и создавать новую.
История искусства — это история
непрерывного нарастания условности. От плясок племени мамбо-юмбо вокруг
костра, ритуалов, где слились воедино театр, нательная и наскальная
живопись, литература, музыка, где сцены, скажем, охоты — реальность, —
отражаются непосредственно в формах самой реальности — синтетическое
искусство, где бой барабанов — слоновий топот, а человек в шкуре —
животное. До множества форм и направлений в полудесятке различных родов
искусств: литература, музыка, кино, живопись, компьютерные игры —
каждое со своими специфическими формами отображения мира, условными по
самой своей сути.
И вот искусство доросло до такой степени
условности, что оказалось способным отразить несуществующую реальность,
предварительно её и создав. Высшая форма абстрактности, отвлечённости,
и — одновременно — желания влиять на мир, преобразовывать его, изменять.
Лозунг: «Догнать и перегнать природу!» в действии.
Фантастика
является предвестником коренного перелома отношений «человек-природа».
Отныне человек создаёт план, по которому следует организовать
реальность, и лишь затем абстрактный образ созидается во плоти.
А искусство определяет завтрашний мир.
Автор - FaycT
Источник -
Литературное сообщество на "CLF