С давних времен сказка существует в нашей жизни. У наших предков было
так устроено: совершил ребенок проступок ; наказывать не
торопись, а наставь его на путь истинный, заведи рассказ. А там
провинившийся и сам вынесет смысл своего деяния и впредь поступать так
боле не будет. Сегодня, обращая свой взгляд в прошлое, мы понимаем, что
наши предки занимались ничем иным, как сказкотерапией.
Сказкотерапия считается самым древним методом учения и воспитания.
Применяя ее в общении с нашими детьми, мы таким образом передаем им
знания о духовном мире, о предназначении человека в обществе. Сказка
обращена к детскому началу каждого. Посредством сказки ребенка
воспитывают, развивают его внутренний мир, излечивают от переживаний и
страхов, дают знания о жизни и законах бытия, пробуждают творческую
жилку и смелость фантазии. По словам психолога Павла Лебедько,
правильное чтение ребенку сказки; это чтение с удовольствием,
тогда он извлекает из нее больше пользы. Не стоит спешить
самостоятельно заниматься сказкотерапией, советует Павел Лебедько, для
начала нужно прочесть книги по соответствующей методике и изучить
рекомендации специалистов по сочинению сказок индивидуально для вашего
ребенка. В итоге история может начинаться примерно так: «Жил(а) на свете
мальчик (девочка), как две капли воды на тебя похож(ая)…»
Читая сказки малышу в умиротворенной, спокойной обстановке, сидя рядом с
ним, вы тем самым приносите ему огромную пользу. У Александра
Сергеевича Пушкина была няня Арина Родионовна, которая поведала ему
много дивных преданий.
Продолжая разговор о терапевтической роли сказок, нужно отметить, что
они широко применяются на психологических тренингах, позволяя
специалисту найти первопричину проблемы и помогая человеку обрести
душевное равновесие. Задача психолога состоит в том, чтобы придумать
индивидуальную историю, в которой гармоничная личность выступает в роли
созидателя, дисгармоничная; разрушителя, чтобы пережив
перипетии «сказочных» испытаний, человек вышел из состояния хаоса и
внутреннего дискомфорта.
Нередко случается так, что даже успешные, одаренные дети, дети из
благополучных семей нуждаются в сказкотерапии, чтобы подкрепить себя
житейскими знаниями и научиться мудрому отношению к жизни. В этом случае
важно подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он начал задумываться, научился
копать глубже, извлекать очевидные и не очевидные смыслы и т.д.
Проживая в своей сказке в качестве определенного героя, ребенок
осмысливает свои поступки, вооружается способами разрешения своей
проблемы, ищет новые подходы и обретает новые ценности.
Печально, но в наши дни дети нередко столь погружены в мир иностранных
мультгероев, часто агрессивных, что находятся те, кто ни разу не слышал о
Красной Шапочке и Сером волке, Колобке и Репке или напрочь о них
забыли. А ведь подражая любимым персонажам, дети перенимают их способы
поведения. Поэтому так важно читать «правильные» сказки и смотреть
положительные мультфильмы, чтобы хрупкий инструмент детской души
развивался гармонично.